Оборот рынка ролевых игр в России достигает, по оценкам экспертов, нескольких миллионов долларов в год. Страна.Ru провела собственное расследование и выяснила, за что и как платят игроки сумасшедшие деньги в виртуальном пространстве. При этом, как оказалось, "черный рынок" в ролевых играх никем в России не контролируется.
Онлайн-игры - это виртуальные миры, где человек может удовлетворить свои самые фантастические потребности. В них можно спасти мир, стать чародеем, реализовать сокровенную мечту и общаться при этом с единомышленниками. Такова точка зрения энтузиастов виртуальной реальности. Если же отбросить всякую романтику, то изобретение самых невообразимых и нескончаемых сюжетов, в которых никогда не бывает "Game Over", преследует лишь одну цель: вовлечь в этот процесс как можно больше клиентов и не выпускать их из ролевой игры годами. Разработчики и администраторы игровых серверов - отнюдь не альтруисты. Они тратят свое время и деньги на создание и поддержку виртуальных миров, чтобы получить миллионные доходы - причем почти не контролируемые властями.
Плати и играй
Рынок российских онлайновых ролевых игр уже давно сформирован. Признанные лидеры на нем - "Бойцовский клуб", "Смутные времена", "Арена", "Корпорации", "Король островов", "Wizards World", "Мир Мерлина", "Путь воина", "Затерянный мир", "Территория", "TALE.ru", "Сфера" и другие. Ежедневно эти сайты посещают десятки тысяч пользователей.
Подобные развлечения делятся на два вида - клиентские и браузерные. "В клиентских играх человек покупает диск, устанавливает игру, оформляет подписку и платит ежемесячно определенную сумму. В браузерных регистрация и сама игра бесплатная, и абсолютно все игроки могут играть, не тратя ни копейки денег", - объяснил Стране.Ru представитель компании "IT-Территория" (владелец нескольких браузерных онлайн-игр) Петр Головин.
В России, в отличие от Запада, наибольшую популярность получили именно браузерные игры.
Возможно, дело в их удобстве. Во-первых, игрок не обязан ежемесячно оплачивать подписку. Во-вторых, пользователь имеет возможность играть из любого места, где есть подключенный к сети компьютер.
Однако бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Ведь создание хорошей ролевой игры уровня "Территории" или "Легенды" занимает у разработчиков от 4 до 6 месяцев и обходится в 200-500 тыс. долларов США. Так на чем же зарабатывают деньги создатели виртуальных миров?
Логика любой игры построена таким образом, что для успешного продвижения персонажа (или, как говорят сами геймеры, "прокачки") игровых денег, которые даются даром за те или иные игровые успехи, постоянно не хватает. В условиях большинства игр пользователям для успешного прохождения игры требуется за свои реальные наличные покупать виртуальные деньги - они нужны для приобретения каких-либо необходимых персонажу предметов (щит, шлем, дополнительное оружие и т.п.) или для улучшения его характеристик (можно купить дополнительную жизнь или неуязвимость для того или иного вида оружия).
По признанию администраций различных игровых порталов, почти все успешные ролевые браузерные игры являются бесплатными лишь отчасти. И, несмотря на подчеркиваемую условность, прибыль они приносят весьма внушительную.
Удачный проект стоимостью в 300 тысяч долларов может окупиться при помощи игроков за 2-3 месяца. Так, цены на виртуальные плащи, кольца, мечи и т.д. доходят до 10 тысяч совершенно настоящих евро. А стоимость раскрученного персонажа в Сети сопоставима со стоимостью квартиры в Москве. По неофициальным данным, доход старейшей российской онлайн-игры "Бойцовский клуб" составляет приблизительно $2,5 млн в год.
"Порядка 30% пользователей первые две-три недели тратят мало денег, - рассказал Стране.Ru Петр Головин. - В основном, это микроплатежи в 5-10 долларов. Постоянные игроки, которые играют от трех месяцев до одного года, тратят, конечно, больше - от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов в месяц. У нас есть примеры, когда люди отдавали в игру по 20 тысяч долларов, и это далеко не предел. Для многих состоятельных людей участие в игре – это возможность реализовать какие-то свои принципы или жить той жизнью, которой они в реальности жить не могут. На это они готовы тратить свои деньги".
Дилеры сказочных миров
Легко догадаться, что, раз игра происходит в Сети, то и платить, естественно, можно через Интернет. В Рунете оплату осуществляют традиционным способом - через крупные электронные платежные системы, такие, как Web money или Яндекс-Деньги. Есть возможность оплаты и с помощью кредитных карт, но в России ей пользуются редко - в основном, так поступают игроки из-за границы. В некоторых играх предусмотрен вариант платежей с помощью SMS. При этом на крупных игровых порталах все платежи проходят через официальную систему платежей, с которых платится налог на прибыль.
Однако наиболее популярным способом оплаты у пользователей Рунета, несмотря на различные возможности, остаются "наличные курьеру" (в онлайн-играх курьеров называют "дилерами").
Этот вид оплаты привлекателен своей "надежностью", отсутствием дополнительных комиссий при пересчете валют и консерватизмом.
В каждой крупной ролевой браузерной игре есть своя развитая дилерская сеть, подробности работы которой даже компании с хорошей репутацией предпочитают не раскрывать, ссылаясь на корпоративную этику. Причины вполне понятны: на долю дилеров приходится солидная часть доходов от игры.
Как рассказали Стране.Ru разработчики ведущих российских онлайн-игр, между компанией-владельцем сайта и дилерами заключается договор, по которому выплачивается агентское вознаграждение. Дилер аккумулирует платежи от нескольких игроков и переводит их с периодичностью, установленной в договоре с компанией, на расчетный счет игры. "Процент, за который работают дилеры, разнится от игры к игре. В среднем же он составляет 20%", - утверждает руководитель одной из крупнейших компаний по торговле виртуальной валютой IGE Валерий Макарков.
Однако, получая от игроков деньги (речь в некоторых случаях идет о десятках тысяч долларов – Страна.Ru), взамен дилеры, чаще всего, не дают ни расписок, ни квитанций, ни документальных гарантий, признались Стране.Ru на условиях анонимности в компаниях-владельцах игр.
Видимо, отчетности перед клиентами не предусмотрено, чтобы не оскорблять благородное игровое сообщество недоверием. Проводят ли владельцы сайтов средства игроков через бухгалтерию или нет - это их личное дело.
Торговцы виртуальными душами
Как признаются в правоохранительных органах, черный рынок игр процветает. Игроков, желающих перейти на более высокий уровень с минимальными затратами времени, в Сети достаточно. А спрос, как известно, рождает предложение, и никакие запреты администрации сайтов не помогут. В Сети довольно обширно представлена каста игроков-дилеров, превративших виртуальный мир в свой "бизнес": посидел человек перед монитором, поиграл, заработал что-то и продал за реальные деньги. Один из профессиональных "черных дилеров", попросив не называть его имени, согласился поведать корреспонденту Страны.Ru о тайнах онлайнового бизнеса.
- Правда ли, что несколько лет твоим основным заработком была игра в Интернете?
- Скорее, не игра, а работа. Да, я проводил в Сети около 12 часов в день, занимался тем, что развивал или, как это принято говорить, "водил" персонажей богатых игроков за деньги.
- И сколько денег приносит такая работа?
- Меньше 5 тыс. евро в месяц на развитии персонажей я не зарабатывал никогда, но это без работы на "черном рынке". А там даже одна удачная операция может принести 10 и более тысяч.
- Что представляет из себя "черный рынок", кто на нем присутствует?
- В компьютерных играх есть особая категория пользователей, которые могут себе позволить выложить за удовольствие купить успешного персонажа очень приличные суммы. Но поскольку все серьезные игры устроены так, что персонажа нужно развивать длительное время, можно сказать – "растить или прокачивать" его в ходе игры, - они экономят время, нанимая профессионалов, которые делают это быстро и грамотно. Деньги передаются здесь из рук в руки, иногда - через системы интернет-платежей, причем это скрывается не столько от госорганов, сколько от администраций этих игр.
- Бывают ли случаи воровства дорогих персонажей?
- Несколько таких случаев я наблюдал лично, но ни один профессиональный "водитель" никогда не будет этого делать. Это занятие для беспредельщиков-дилетантов.
- Как обстоят дела на "черном рынке" сейчас?
- В серьезных играх эти услуги оказываются востребованными все меньше и меньше, к тому же там вводятся жесткие ограничения и контроль со стороны администрации. Кроме того, "черный рынок", как оказалось, не дает того адреналина, который ты получаешь, зарабатывая "из воздуха" реальные деньги.
В виртуальном мире - свои законы
Ловить или не ловить нечистых на руку игроков-дилеров, продающих успешных персонажей, – вопрос порядочности самих компаний-владельцев сайтов. На некоторых ресурсах отношение к нечестным игрокам, уличенным в нарушении правил ("прокачке" персонажа или его продаже), довольно строгое: администрация игры может закрыть доступ пользователю, а в некоторых случаях даже блокируются сетевые адреса провинившихся. Несмотря на то, что при этом сгорают вложенные в игру немалые деньги, судебных исков на владельцев сайтов пойманные с поличным игроки-дельцы не подают.
"Вы слышали, чтобы кто-нибудь подавал иск на казино, в котором он проиграл деньги? - говорит Стране.Ru опытный игрок из "Бойцовского клуба". - С точки зрения отечественного законодательства, покупка игровой валюты – это платеж в пользу компании, осуществляющей обслуживание игроков. А как распоряжаться поступившими платежами, каждый оператор решает самостоятельно".
Кстати, и все прочие игроки, отдающие наличные за своего виртуального персонажа, ни от чего не застрахованы.
В защиту своих интересов они могут воспользоваться только статьей 1062 Гражданского кодекса РФ ("Проведение игр и пари"), в которой, в свою очередь, говорится, что... вложенные в игру деньги не подлежат судебной защите.
С юридической точки зрения, в случае кражи виртуальной собственности игрока состав преступления отсутствует, и привлекать злоумышленников к ответственности можно только за распространение вредоносных программ или за мошенничество.
«Легальных денег тут вообще нет»
Сколько сейчас в России браузерных игр и какой точно доход они приносят, сказать не может никто. "Ежедневно на страницах Рунета появляется в среднем две-три игры, - рассказал журналистам руководитель компании IGE Валерий Макарков. – Большинство из них невысокого качества и сделаны, что называется, на коленке, в надежде заработать как можно больше денег". По словам Руслана Стоянова, эксперта Управления "К" ГУВД Москвы, "государство вообщеникак не контролирует коммерческие потоки, связанные с онлайн-играми, - как полулегальные, так и криминальные. Легальных денег тут вообще нет".
Между тем, как удалось выяснить Стране.Ru, всеми описанными выше проблемами ролевых игр никто из правоохранительных структур в России всерьез не занимается.
В Управлении "К" МВД России (оно занимается раскрытием преступлений в сфере высоких технологий) в ответ на вопрос корреспондента Страны.Ru, ведется ли оперативная работа по ролевым браузерным играм, лишь удивленно пожали плечами. "Если они уходят от налогов - это дело Департамента экономической безопасности МВД, это их компетенция", - считают представители Управления. В свою очередь, в Департаменте экономической безопасности МВД РФ Стране.Ru объяснили, что "подразделение занимается борьбой с производством и реализацией контрафактной продукции. Наше дело - авторское право, а по Интернету - это к Управлению "К".
А в Федеральной налоговой службе от каких-либо комментариев и вовсе отказались, попросив направить официальный запрос. Разумеется, запрос был отправлен, и, разумеется, ответа на него не поступило.
Виртуальный мир уже вышел в реальность
В Китае - мировой кузнице виртуальных денег - в 2005 году геймер Ку Ченвэй убил друга, который украл и продал за 900 долларов совместно добытый друзьями в виртуальности волшебный меч. Полиция не смогла привлечь к ответственности виртуального вора, и тогда Ку Ченвэй наказал предателя сам.
В январе 2007 года подобный случай произошел уже в Москве. 22-летнего студента МИФИ Александра Блескина, участника ролевой компьютерной игры Lineage 2, убил его соперник по игре, киевлянин Андрей Понаморенко. Объединившись в кланы и альянсы, участники игры бьются друг с другом виртуальными мечами, луками, топорами. Иногда они собираются и в настоящей жизни. Генеральный директор киевской компьютерной фирмы Андрей Понаморенко как раз приехал в Москву на встречу с "собратьями по оружию" из своего игрового клана. Но вместо этого зачем-то направился к интернет-"врагам" из другого клана. После потасовки Александра Блескина увезли в больницу с кровоизлиянием в мозг и переломом основания черепа. От полученных травм Блескин скончался. Впрочем, по словам товарищей Пономаренко по игре, состязания в виртуальном мире были тут ни при чем - между молодыми людьми возникла пьяная ссора.
|