В 40-х годах Исаак Брук (к тому времени уже член-корреспондент Академии наук, изобретатель синхронизатора авиационной пушки) заинтересовался публикациями о цифровых вычислительных машинах. Он становится активным участником научного семинара, на котором обсуждались вопросы автоматизации вычислительной техники. По благоприятному стечению обстоятельств в мае 1948 года он встретил единомышленника, молодого конструктора Башира Рамеева (в дальнейшем известного конструктора вычислительной техники, создателя серии "Урал"). Он также мечтал сделать нечто подобное "Эниаку" - первой американской ЭВМ.
Башир Рамеев был принят в лабораторию Брука на должность инженера-конструктора. Через три месяца, в августе того же года, Брук и Рамеев разработали проект цифровой электронной вычислительной машины с жестким программным управлением. В октябре ими были представлены детально проработанные предложения по организации в Академии наук СССР лаборатории для разработки и строительства цифровой вычислительной машины.
А уже в декабре 1948 года они послали заявку на изобретение "Автоматическая цифровая машина" (с использованием общей шины). 4 декабря 1948 года Государственный комитет Совета министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство зарегистрировал за номером 10475 изобретение И. С. Бруком и Б. И. Рамеевым цифровой электронной вычислительной машины (изобретение "Автоматическая цифровая электронная вычислительная машина М-1").
Это первый официально зарегистрированный документ, касающийся развития вычислительной техники в нашей стране. Однако стоит заметить, что работа над аналоговыми машинами была начата еще до войны и в 1945 году первая в СССР аналоговая машина уже работала. До войны же были начаты исследования и разработки быстродействующих триггеров – основных элементов цифровых ЭВМ. Кстати, триггер в 1918 году изобрел советский ученый М.А. Бонч-Бруевич.
Внедрение М-1 шло очень медленно. И только 15 декабря 1951 года директор Энергетического института АН СССР, академик Г. Кржижановский ставит свою подпись на сообщении о завершении работ по созданию М-1. В эксплуатацию машина была запущена в начале 1952-го года – на полгода раньше, чем первая американская конструкция "фон-неймановской" архитектуры под названием ЭДВАК.
Здесь необходимо одно уточнение. Работы по созданию первых ЭВМ велись в СССР параллельно в Киеве и Москве. Примерно в то же время, что и Брук, в Киеве работал Сергей Лебедев – зачинатель советской школы высокопроизводительных ЭВМ. Под его руководством создавались М-20 и БЭСМ-6, его ученики развили линию первых советских суперкомпьютеров «Эльбрус». Одним из основных «клиентов» Лебедева был ВПК, и его карьера складывалась вполне благополучно. Компьютеры же, разработанные Бруком, вели расчеты для сверхсекретных задач ведомства академика Курчатова. Но создавались они без всякого «госзаказа», почти в изоляции, в стесненных условиях небольшой лаборатории, положив начало направлению малых ЭВМ в России.